Вступление СССР в Лигу Наций

В результате Первой Мировой войны появилась организация Лига Наций, призванная упорядочить наиболее актуальные вопросы международных отношений.

Идея включения СССР в состав Лиги Наций периодически обсуждалась членами организации, но считалась делом далекого будущего. Так, в декабре 1920 г. члены Лиги поддержали позицию представителя Швейцарии Д. Мотта, что Россия «представляет из себя народ, находящийся в состоянии брожжения», а правители ее проявляют неуважение к Лиге и ее членам. С учетом революционных событий и последующей гражданской войной в России данная позиция представляется справедливой. Италия, в которой установится в 30-е гг. фашистский режим, через своего делегата Вивиани обозначила позицию: свободные и демократические страны, объединенные в Лигу, будут ждать, чтобы Россия пришла к демократическим преобразованиям, «вне которых есть лишь анархия и деспотизм». Идеи большевиков о мировой революции и об установлении диктатуры пролетариата только ухудшали отношение с Лигой.

В середине 20-х гг. в европейской дипломатии стали появляться мысли о вступлении России в Лигу. Председатель Ассамблеи Лиги японец К. Исии в 1923 г. отметил: «Лига Наций не будет иметь большого значения до тех пор, пока в нее не войдут Америка, Германия и Россия». Интересен тот факт, что начало корректировки собственных позиций совпало с развертыванием в России Новой экономической политики, в основе которой лежали товарно-денежные отношения, т. е. фактически капитализм.

Со своей стороны СССР также постепенно менял дипломатическую риторику по отношению к Лиге — от резко отрицательной и даже грубой до критической лишь к отдельным принципам взаимоотношений между государствами-членами организации и статьям Устава Лиги. Несмотря на снижение СССР степени неприятия данной организации, положительно вопрос о вступлении не был решен.

Полпред СССР во Франции Х. Г. Раковский был уверен: «Вопрос о вхождении в Лигу Наций есть вопрос соотношения сил. При теперешнем их распределении Лига Наций есть организация, которая свяжет нас и по руками, и по ногам, и где капиталистические государства будут нам диктовать». Политбюро было согласно с Раковским. В существующей в 20-е гг. международной политической ситуации СССР отказывался вступить в эту организацию.

Ситуация изменилась к 30-м гг.:

  1. В Германии, Италии и Японии к власти пришли тоталитарные режимы.
  2. В Версальско-Вашингтонской системе, успешно функционировавшей после первой мировой войны, накопились до критического порога экономические, политические и социальные проблемы.
  3. «Реваншистские» настроения проигравших первою мировую войну стран затрагивают интересы многих европейских государств.
  4. В 1933 организацию покинули Япония и Германия.
  5. Отсутствует система безопасности.

«Реваншизм» Германии затрагивал интересы Франции, которая для укрепление своих позиций предложила СССР вступить в Лигу Наций.

В результате серьезной дипломатической работы Франции и СССР в интервью корреспонденту одной из американских газет 25 декабря 1933 г. Сталин констатировал, что Лига Наций «может оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира… Не исключено, что мы поддержим Лигу Наций, несмотря на ее колоссальные недостатки».

Так и случилось. 18 сентября 1934 — дата принятия СССР в Лигу Наций: после длительных переговоров и многочисленных компромиссов со стороны Лиги Советский Союз согласился присоединиться к ней.