Реформы управления Петра 1 (таблица)

До того, как Пётр Великий стал единоличным правителем, аппарат государственного управления имел массу недостатков. Процессы работали неэффективно и отставали по уровню развития от стран Западной Европы.

Во время своего царствования Пётр провёл преобразований в госаппарате. Предлагаем вашему вниманию таблицу реформ управления Петра 1.

Год Суть реформы
1699 Создание Ближней канцелярии, осуществляющей контроль за административными и финансовыми делами страны (вместо ранее действовавшей Боярской думы). Целью было отдаление бояр от центрального аппарата государственной власти.
1711 Организация Сената и прекращение существования Консилии министров.

Согласно указу о составе Сената:

  • Только царь мог назначать сенаторов на пост и отправлять в отставку;
  • Сенат становился непрерывно действующим государственным органом.

В зону ответственности Сената передавались:

  • Судебная власть (правосудие в стране);
  • Финансовые вопросы государства;
  • Управление торговыми операциями;
  • Регулирование остальных областей хозяйства.

Образование Сената объяснялось желанием самодержца управлять страной единолично и при поддержке приближённых людей на ключевых постах.

Факт: Сенат был создан Петром по образу аналогичного учреждения,

действующего в Швеции.

1711 Появление при Сенате поста губернского комиссара. Комиссары контролировали армию (денежные операции военных, подготовка рекрутов, поддержание деятельности полков).
1717 Петром создано 9 коллегий:

  • Иностранных дел (координация деятельности дипломатов, переговоры с иностранными гостями);
  • Камер (ответственность за пошлины и сборы);
  • Юстиц (судебные дела);
  • Ревизион (контроль использования чиновниками государственных средств, в 1722 году функции коллегии переданы Сенату);
  • Воинская (управление армией);
  • Адмиралтейская (управление флотом);
  • Коммерц (надзор за торговлей);
  • Штатс-контор (управление штатом государственных служащих);
  • Берг и Мануфактур (вопросы металлургической промышленностью и управление мануфактурами).
1720 Ввод должности рекетмейстера при Сенате. Должностными обязанностями рекетмейстера стала фиксация жалоб, поступавших работу коллегий и канцелярий.
1720 Издание «Генерального регламента», содержавшего:

  • Устав деятельности государственных коллегий и канцелярий;
  • А также их состав, функции и порядок работы.
1721 Основание Духовной коллегии и появление «Регламента духовной коллегии», где юридически закреплялась единоличная власть правителя (самодержавие).

Это означало, что церковь официально передавалась под власть царя и становилась одной из отраслей государственного управления.

1721 Образование Вотчинной коллегии для разрешения земельных споров.
1722 Образование Малороссийской коллегии для осуществления судебной власти и сбору податей на Украине.
1722 Выход «Устава о наследии престола», разрешающего монарху назначать себе преемника.
1722 Издание указа «О должности Сената», содержащего:

  • Подробные инструкции по основным задачам работы Сената;
  • Описание штата сенаторов, их обязанностей и прав;
  • Порядок взаимодействия Сената с губернскими властями и коллегиями.

 

Факт: к 1722 году Сенат уверенно закрепился на вершине структуры государственного управления и считался высшей органом власти.

1722 Принятие нового законодательного документа — «Табель о рангах».

Документ отделял гражданскую службу от военной. В Табели было выделено 14 рангов чиновников.

 

Реформы управления, проведённые Петром 1, имели свои плюсы и минусы. Новый центральный аппарат отличался профессионализмом и чёткой регламентацией порядка его работы. С другой стороны, в стране постоянно возрастало количество чиновников, что приводило к появлению коррупции.