Теория официальной народности (кратко)

 

Всем известно, что активное развитие консервативной идеологии в Российской империи пришлось на время правления Николая I. Так как император сам являлся преданным этой идее, он считал большой проблемой постепенное внедрение в Россию западного либерализма и революционных взглядов. Для контроля за соблюдением цензуры и борьбой с иноземными взглядами было создано 3 отделение корпуса жандармов.

Но, помимо этого, Николай I считал, что стране была нужна идеология, ставшая бы официальной, которая сплотила бы народ и в которой бы закреплялось самодержавие. Роль такой идеологии играла «Теория официальной народности», своего рода «национальная идея» середины XIX века.

Граф С.С. Уваров

Создателем «Теории официальной народности» стал граф С. С. Уваров, который занимал должность министра народного просвещения. Произошло это в 1833 году. Так как Уваров придерживался идеологии консерватизма и был противником социальных потрясений, его теория была направлена на обоснование необходимости в России самодержавное власти.

Суть теории состояла из 3 принципов:

  • вера православная;
  • самодержавие;
  • народность.

Согласно мнению Уварова, единоличная власть царя – единственная форма правления, которая может быть возможна в России и при которой страна будет жить в процветании. Православная вера описывалась как незаменимая часть благочестивой и счастливой жизни народа.

Под понятием народности Уваров имел ввиду единение народов Российской империи и наличие собственного пути, отличного от европейского.

Согласно этот теории, считалось, что в Россия, в которой царят эти три принципа, будет избавлена от социальных конфликтов, и что необходимо защитить общество от губительных западных либеральных идей.

Однако и Уваров и сам царь понимали, что полностью избавиться от западного веяния, учитывая науку и культуру, не получится. Так что еще одной целью этой теории являлось приспособление европейского просвещения к российским реалиям, но при этом не изменяя российскую действительность. Это должно было отразиться на воспитании нового поколения русских людей, которые бы понимали необходимость сохранения существующего строя в России, но при этом были и восприимчивы к западным идеям. Только не слепо копируя их, а стараясь применить с пользой именно в царской России. Именно поэтому большая часть внимания консерваторов была направлена именно на учреждения образования.

Помимо сферы образования осуществлялся жесткий контроль литературы и журналистики. Все журналы и книги, противоречившие официальной идеологии государства, были запрещены. А Уваров заявлял, что у граждан нет права обращаться к другим через печатные издания и призывал усиливать меры цензуры.

Действие трех принципов теории официальной народности Уварова распространялось практически на все сферы жизни общества. Она стала основной для дальнейшей деятельности всех консерваторов вплоть до революции 1917 года и свержения монархии.

Менее 50 лет прошло с момента принятия теории, как убийство императора Александра 2 показало, что государству не удалось оградить общество от революционной заразы.