Славянофилы (кратко)

Содержание

Российская империя претерпевала спады и подъемы, стремительно развивалась в различных областях. На этой почве в 19 веке появилось такое философско-религиозное течение, как славянофильство, остро реагировавшее на все изменения в стране.

Суть названия

Журнал «Московитянин», где печатались труды славянофилов

Представителей данного течения их идейные оппоненты (западники) назвали славянофилами. Название заимствовано из трудов историка Карамзина Н.М. Сами представители не приветствовали термин «славянофильство». Они называли себя «москвичами», «московской партией», «московским направлением». В данных названиях прослеживается идея – Питер является оппонентом Москвы. Также их называли «самобытниками». Считается, что история славянофильства начинает свой путь в работе архимандрита Гавриила «Русская философия».

Основные идеи славянофилов

Представители течения искали место русского человека в системах восточных и западных культур. В ответ на идейные положения западников славянофилы утверждали, что культура Российской империи должна формироваться самостоятельно, независимо от Запада и Востока, иметь собственно выработанные ценности, не перекликающиеся с «чужими».

Основными идеи течения:

  1. Россия должна развиваться по собственному историческому пути и не перенимать идеи развития Запада. Вернувшись к прежним народным традициям, страна должна быть впереди всех по развитию.
  2. Общинный дух против западного индивидуализма. Идеал российского общества им представлялся общиной с самоуправлением. Хотели возродить Земские соборы.
  3. Пресечение тенденций копирования европейского развития. По их мнению, Европа сама переживала духовный кризис.
  4. Славянофилы негативно относились к реформам Петра I. Считали, что состояние страны до вступления Петра на трон лучше и необходимо вернуться к прежним духовным ценностям.
  5. Запад не сохранил православную христианскую веру. В славянофильстве жителей Запада называли «атеистами», а европейскую культуру «безбожной». Опора на православие – единственное истинное христианство. Не идти по пути деления веры, как в Европе, на протестантов и католиков.
  6. Требование отмены крепостного права.
  7. Государственный строй – конституционная монархия, возрождение патриархальной жизни.
  8. Революциям – нет.
  9. Очищение русской речи от иностранных слов.

Являясь русскими националистами, они боролись за самобытность Российской империи и хотели, чтобы страна сохранила народные традиции, а не подражала европейским.

Представители

Основоположником славянофильства считается литератор Хомяков А.С. Он придерживался теории происхождения славян от вендов (древний иранский народ) и критиковал католицизм.

Также идею «Святой Руси» — самобытного двигателя Православия – поддерживали такие известные люди, как Федор Тютчев, Владимир Даль, Александр Гильфердинг, Константин и Иван Аксаковы, Иван  Киреевский, Федор Чижов.

Труды славянолюбов печатались в «Москвитянине», «Синбирском сборнике», «Московских сборниках». В середине 1850-х появился печатный орган. Славянофилы стали издаваться в собственных журналах — «Русской беседе», «Сельском благоустройстве»; и газетах – «Парусе», «Молве», «Москве», «Руси». А также в еженедельнике «День».

Течение славянофилов сыграло большую роль в развитии русской философии. Некоторые идеи послужили почвой политики СССР.