Славянофилы (кратко)
Содержание
Российская империя претерпевала спады и подъемы, стремительно развивалась в различных областях. На этой почве в 19 веке появилось такое философско-религиозное течение, как славянофильство, остро реагировавшее на все изменения в стране.
Суть названия
![](https://istoriyakratko.ru/wp-content/uploads/2020/05/Moskvityanin.jpg)
Представителей данного течения их идейные оппоненты (западники) назвали славянофилами. Название заимствовано из трудов историка Карамзина Н.М. Сами представители не приветствовали термин «славянофильство». Они называли себя «москвичами», «московской партией», «московским направлением». В данных названиях прослеживается идея – Питер является оппонентом Москвы. Также их называли «самобытниками». Считается, что история славянофильства начинает свой путь в работе архимандрита Гавриила «Русская философия».
Основные идеи славянофилов
Представители течения искали место русского человека в системах восточных и западных культур. В ответ на идейные положения западников славянофилы утверждали, что культура Российской империи должна формироваться самостоятельно, независимо от Запада и Востока, иметь собственно выработанные ценности, не перекликающиеся с «чужими».
Основными идеи течения:
- Россия должна развиваться по собственному историческому пути и не перенимать идеи развития Запада. Вернувшись к прежним народным традициям, страна должна быть впереди всех по развитию.
- Общинный дух против западного индивидуализма. Идеал российского общества им представлялся общиной с самоуправлением. Хотели возродить Земские соборы.
- Пресечение тенденций копирования европейского развития. По их мнению, Европа сама переживала духовный кризис.
- Славянофилы негативно относились к реформам Петра I. Считали, что состояние страны до вступления Петра на трон лучше и необходимо вернуться к прежним духовным ценностям.
- Запад не сохранил православную христианскую веру. В славянофильстве жителей Запада называли «атеистами», а европейскую культуру «безбожной». Опора на православие – единственное истинное христианство. Не идти по пути деления веры, как в Европе, на протестантов и католиков.
- Требование отмены крепостного права.
- Государственный строй – конституционная монархия, возрождение патриархальной жизни.
- Революциям – нет.
- Очищение русской речи от иностранных слов.
Являясь русскими националистами, они боролись за самобытность Российской империи и хотели, чтобы страна сохранила народные традиции, а не подражала европейским.
Представители
Основоположником славянофильства считается литератор Хомяков А.С. Он придерживался теории происхождения славян от вендов (древний иранский народ) и критиковал католицизм.
Также идею «Святой Руси» — самобытного двигателя Православия – поддерживали такие известные люди, как Федор Тютчев, Владимир Даль, Александр Гильфердинг, Константин и Иван Аксаковы, Иван Киреевский, Федор Чижов.
Труды славянолюбов печатались в «Москвитянине», «Синбирском сборнике», «Московских сборниках». В середине 1850-х появился печатный орган. Славянофилы стали издаваться в собственных журналах — «Русской беседе», «Сельском благоустройстве»; и газетах – «Парусе», «Молве», «Москве», «Руси». А также в еженедельнике «День».
Течение славянофилов сыграло большую роль в развитии русской философии. Некоторые идеи послужили почвой политики СССР.