Призвание варягов на Русь (кратко)
Принято считать, что государственность у русских славян появилась с призвания варягов на Русь. Но зачем это было нужно нашим предкам? Как и насчет других исторических событий, единогласного мнения быть не может, и потому существует несколько версий: норманская и антинорманская теории.
Согласно норманской теории, это было сделано, чтобы остановить конфликты между славянскими и финскими племенами. Усобицы между ними начались после того, как они прогнали варягов – скандинавское племя, собиравшее с них дань. Правитель, приглашенный со стороны, не будет благоволить какому-то конкретному племени. На эту роль старейшины племен выбрали варягов. Рюрик и его братья, Синеус и Трувор, правили всем Русским государством с 862 до 879 года.
Ничего необычного в такой практике не было не только в XI веке, но и века спустя – если какое-либо государство не могло определиться с правителем, то, чтобы избежать конфликтов, искали зарубежного кандидата.
Кратко говоря, согласно норманской теории, именно скандинавы являются «создателями» русского народа, подарившие ему и государственность, и культуру. Эту теорию выдвинули немецкие ученые И. Байер и Г. Миллер в XVIII веке.
Быстро нашлись противники норманской теории – русские ученые, среди которых был небезызвестный Михаил Васильевич Ломоносов. Они выдвинули антинорманскую теорию.
Согласно антинорманской теории, славянская государственность возникла естественно, не было никакого «толчка» со стороны варяг. Более того, уровень экономического и политического развития варягов был ниже славянского.
Стоит отметить, что в антинорманской теории присутствовала идеологическая составляющая: в норманской теории Ломоносов указал на непрозрачный намек на «ущербность» славян, их неспособность организовать государство на своей же земле. Поэтому нельзя точно сказать, действительно ли Ломоносов считал норманскую теорию ложной, или же он был патриотом.
«Противостояние» обеих теорий продлилось вплоть до XX века и закончилось тем, что норманская теория была дискредитирована.
Интересно отметить, что о Рюрике почти ничего достоверно не известно, кроме того, что он основал Новгородское княжество и Древнерусское государство. Больше всего информации о нем содержится в «Повести временных лет», но некоторые известные факты ставятся под сомнение. Так, например, существование его братьев: перевод их «имен» (Синеус – «свой род», Трувор – «верная дружина»), указывает на то, что это были сопровождавшие Рюрика родственники и дружина, а не братья.
Бытуют разные мнения относительно того, в какой город был посажен на княжение Рюрик. Одни летописи утверждают, что он правил в Новгороде; другие, что сначала он правил в Ладоге, а после смерти своих братьев основал Новгород. Большинство исследователей склоняются ко второй версии: Ладога гораздо старше Новгорода. Древнейшие новгородские строения относятся к X веку. Стоящая недалеко от Новгорода резиденция Рюрика, Рюриково городище, также старше Новгорода, что служит еще одним аргументом в пользу этой теории.
Символом Рюриковичей была тамга (родовой фамильный знак), изображающая пикирующего сокола. Исследователи связывают само имя «Рюрик» со словом «Ререк», означающим «сокол».
Более поздняя версия событий, высказанная в XX веке российским культурологом Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, не относится ни к норманской, ни к антинорманской теории. Она гласит, что призвание варягов – просто красивая легенда, созданная с целью подчеркнуть суверенность Киевской Руси.
Схожие сюжеты о происхождении правящих династий наблюдаются и у других народов. Также считалось, что иноземное происхождение основателя династии повысит ее авторитет и власть в глазах поданных.
Возможно, такого человека, как «Рюрик», не было, и призвание варягов является легендой; или же он был и он создал государственность на Руси; доподлинно ничего узнать нельзя.