Введение опричнины
В период правления Ивана IV в России произошло огромное количество событий, навсегда изменивших ход всей мировой истории. Но для многих имя грозного царя навсегда останется связанным в первую очередь с масштабным государственным террором, начало которому положило учреждение опричнины в стране.
Итак, что же это за явление и где его истоки? А началось все еще в 1538 г., когда восьмилетний Иван Васильевич остался круглым сиротой и номинальным правителем Всея Руси. Остался один на один с Боярской Думой, которая правила страной от имени малолетнего монарха. Вот с этого момента Иван IV возненавидел бояр, совсем не принимавших его в расчет. И было за что: казни приближенных, попытки переворота. Доходило даже до того, что юного Ивана банально морили голодом. Подобное обхождение рождало в мальчике только жестокость и злобу. И вот именно тогда в его голове начала зреть мысль о необходимости избавиться от опеки ненавистного боярства. Главное было дождаться совершеннолетия.
Первым шагом на пути к достижению этой цели стало учреждение в 1547 г. Избранной Рады, вторым – указ 1562 г. об ограничении вотчинных прав, а третьим и главным – начало опричнины.
1965 г. стал для Руси годом введения новой опричной системы управления. К этому моменту недовольство Думой у царя достигло максимума. Он обвинял боярство в военно-стратегической недальновидности и в затягивании Ливонской войны. Последней каплей стал для Ивана Грозного побег к литовцам его бывшего сподвижника и друга детства князя Андрея Курбского. Теперь самодержцу кругом стали мерещиться враги и предатели истинные и вымышленные. Он все больше опасался за свою жизнь и сохранение власти, считая, что бояре хотят возвести на престол его двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого
Тогда Иван IV решил пойти ва-банк. 3 декабря 1564 г. вместе с семьей, челядью и огромным количеством скарба царь отправился якобы на богомолье в Коломенское. Но уже через несколько недель царский санный поезд прибыл в Александровскую слободу. И уже оттуда в Москву были посланы два письма. Одно предназначалось митрополиту и боярам, а другое посадскому люду. В первом письме было царское отречение от престола и масса упреков в адрес высших сановников, а во втором Иван Грозный заверял горожан, что зла на них он не держит, а виной отречению боярская измена.
Народ в столице обуял ужас. Безначалия в стране боялись все. Бояре, духовенство и посадские люди отправили в слободу делегацию с просьбой к Ивану Васильевичу вернуться на царство. Тот ответил согласием, но с одним условием. Царь потребовал выделить ему собственный удел, где бы он правил без вмешательства церкви. Боярской Думе пришлось дать согласие.
В результате страну просто поделили на две части: опричнину и земщину. К первой отошли богатые земли севера и северо-запада России, включая Москву и ряд крупных городов. Бывших хозяев высылали на окраины страны, где им выделялись наделы на основе поместного права. Центром опричнины стала Александровская слобода. Вся полнота власти здесь переходила царю. Казна тоже была своя собственная. Иерархию выстраивали по примеру европейских рыцарских Орденов. Иван Грозный объявил себя игуменом со всеми вытекающими правами и обязанностями.
В свою личную опричную гвардию царь первоначально отобрал 300 человек, не имеющих родственных связей с опальными боярами и готовых на все ради своего повелителя.
Введение опричнины Иваном Грозным ознаменовалось массовыми казнями, конфискациями и опалами.
Историки до сих пор спорят об истинных причинах ведения опричнины. Одни видят их в действительной измене бояр, другие в психическом нездоровье Ивана Грозного, третьи считают, что новая система была необходимой мерой для укрепления самодержавия. Но думается, что нет особых оснований для спора. Все из вышеперечисленных причин, безусловно, сыграли в этом процессе свою роль.