Подвиг Гастелло (кратко)

Содержание

Подвиг Гастелло – один из самых противоречивых в истории Великой Отечественной войны. За все время существования легенд о храбрых «гастеловцах», история великого «огненного тарана» обогатилась множеством загадок и предположений. И чем дальше проносится временной промежуток между Великой Отечественной войной и современностью, тем больше недомолвок возникает касательно событий военного времени.

Кто такой Николай Гастелло

Согласно официальным источникам, Николай Францевич Гастелло родился в деревне Плужины, в семье Франца Павловича Гастылло (позднее Гастелло). После рождения, вместе с отцом переехал в Москву, где и началась его активная деятельность. За свою жизнь, Николай успел отличиться во многих отраслях. За его успехи в работе, соотечественники отзывались о нем следующим образом: «Куда ни поставь, всюду – пример».

В 1932 году становится призывником Красной Армии, под крылом которой отправляется на учебу в Луганскую военную авиашколу. Именно в ней было положено начало становления Николая как летчика.

Помимо войны 1941 года, Гастелло принимал участие в военных действиях с Финляндией, боях на Халкин-Голе, а также в присоединении Бессарабии и Северной Буковины. Отмечались высокие навыки Николая в управлении авиационной техникой. В арсенале его состояло блестящее пилотирование бомбардировщика ТБ-3, а также ДБ-3ф (Ил-4), на котором и был совершен легендарный подвиг.

Легендарный «Огненный таран»

Спустя всего несколько дней после начала войны – 26 июня 1941 года, военный экипаж под командованием Гастелло совершает налет на немецкую механизированную колонну. Однако, не завершив поставленной цели, самолет был подбит, возникло повреждение топливного бака. Вместо попыток эвакуации, команда предприняла решение нанести удар по колонне противника. Направив самолет на вражеский отряд, экипаж ценою своей жизни разбил противника, совершив огненный таран. Произошел оглушительный взрыв и вместе со всей немецкой колонной, погибает и команда Гастелло.

Подвиг Николая Францевича получил моментальную огласку, Гастелло был посмертно удостоен звания «Героя Советского Союза».

10 июля 1941 года в газете «Правда» появляется статья об «огненном таране». Параллельно с этим возникают и первые зачатки пропаганды и агитации посредством подвига. Однако сведения статей, а также приуроченные плакаты нередко искажали события и дезинформировали зрителя. Так, на агитационных плакатах нередко был изображен только Гастелло, в то время как подвиг был совершен командой, состоявшей из 4 человек. Также, при распространении информации о подвиге, появилось искажение, согласно которому, «огненный таран» был совершен на истребителе, когда на самом деле экипаж Гастелло сделал свой последний вылет на бомбардировщике ДБ-3ф.

Противоречивость подвига

Несмотря на рапорты Воробьёва и Рыбаса, которые подробно описывали события 26 июня, в 1990 году достоверность подвига Гастелло встала под сомнение. В результате эксгумации места захоронения команды, в могиле не было обнаружено останков самого Николая. В ходе изучения захоронений, было выдвинуто предположение, что знаменитый «огненный таран» на самом деле принадлежал другому командиру — Александру Спиридоновичу Маслову. В связи с данный выводом, всем участникам экипажа Маслова в 1996 году было присвоено звание Героев Российской Федерации.

По сей день происходят дискуссии по поводу достоверности лиц, совершивших подвиг, однако официальной версией на данный момент все же остается подвиг команды Гастелло.