Политика просвещенного абсолютизма (таблица)

 

18 век по праву считается веком Просвещения. Политика «Просвещенного абсолютизма» предполагает переход от феодальной раздробленности к капитализму. Правитель страны – монарх, полностью контролирующий издание указов. Целью Просвещения является развитие образования, культуры и искусства, подчинение церкви государству. Просвещенный абсолютизм имел место во многих странах Европы и Российской империи.

Страна Проявления и особенности
Россия (императрица Екатерина II)

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II разделилась на 2 периода – 1764-1771 и 1775-1786. Императрица преследовала цель личного руководства написанием законов. Поэтому в 1763 году Сенат стал главным судебным и административным органом.

Решались вопросы о детях-сиротах. Строился воспитательный дом. Открылся «Смольный институт благородных девиц» (1764).

В 1764 году автономность духовенства потеряна, церковь финансово зависит от государства.

В 1765 году были разрешены ссылки крестьян на каторгу.

Екатерина II увеличивала привилегии дворян. Дворянство закрепилось за счет Жалованной грамоты дворянам. Произошло окончательное закрепощение крестьян.

Императрица популяризировала искусство и образование. Создавались различные учебные заведения, Академия художеств признана независимой от Московского университета.

Губернская реформа (1775) поделила страну на 50 губерний, в каждой из которых было самоуправление.

Параллельно с культурой развивался государственный строй. В стране появились полицейские, стимулировалась экономика, купцы и мещане получили правовой статус.

 

Австрия (монархи Габсбурги — Мария Терезия и ее сын Иосиф II)

Мария Терезия переустраивала систему управления. Развивлся капитализм, были созданы судебно-правовая инстанция, представительство и палата, которым подчинялись окружные ведомства.

С 1748 года была введена новая организация войск – рекрутские наборы.

Развитие экономики было ознаменовано отменой всех налогов. Введен новый подоходный налог – 10%.

Мария Терезия развивала и продвигала образование. В Праге и Инсбруке появились публичные библиотеки, абсерватории.

Свобода вероисповедания процветала во время правления Марии Терезии, так как Австрия состояла из земель протестантов, православных и католиков.

Были отменены пытки, а барщину сократили до 3 дней в неделю.

Иосиф II принимал более решительные меры по управлению государством. К его заслугам относят:

  • отмену крепостного права;
  • введение единых судов для всех сословий;
  • обязательное обучение в народной школе сроком 7 лет;
  • равенство людей перед друг другом (действовало во всех сферах жизни);
  • введение государственного языка.

 

Пруссия (король Фридрих II Великий)

Фридрих II занимался военным развитием страны — расширял границы Пруссии, увеличил численность армии.

Создал справедливый суд – разрешил подсудимому иметь защитника и отменил пытки.

Развивалась система образования. Так же, как и в Австрии, в школах могли обучаться все народные сословия. Создавались университеты, где могли учиться не только жители Пруссии, но и студенты со всей Европы. Результатом было практически полностью грамотное население. Пруссия считалась самой просвещенной страной Европы.

Новая, улучшенная позиция крестьян выражается в:

  • сокращении барщины и крепостного права (отмена в королевских владениях);
  •  запрещении продажи крестьян без земли.

 

Франция (Людовик XV, Людовик XVI)

Монархов во времена Просвещенного абсолютизма можно назвать антипросветителями. Как и во всех странах данной политики, власть абсолютно монархический. Просвещение Франции не особо получалось. Людовик XV вел праздный образ жизни. Государственная казна опустела за время его правления. Сочувствовавший идеям Просвещения Людовик XVI решил поддержать идею Просвещения. Финансовым контролером был назначен Жан Тюрго. Им было упразднено цеховое устройство, отменены твердые цены на зерно. Правление Людовика XVI оказалось неудачным. Страна бедствовала, казна пустая. Это привело к Великой французской революции.

Не всем странам удалось правильно применить стратегию Просвещенного абсолютизма. Лучше всего «просветились» Пруссия и Австрия. Правители этих стран грамотно подошли к решению вопроса внедрения новых реформ и кардинально изменили жизнь к лучшему немцев и австрийцев. К сожалению, Екатерина Вторая не пришла к равенству сословий и отмене крепостного права. А Людовик XVI был слаб характером и не смог сделать Францию лучше, что привело к Великой французской революции.