Военная реформа Александра 2 (кратко)
Содержание
Всероссийский император Александр Николаевич 2 (17 апреля 1818 – 1 марта 1881) сегодня известен как грандиозный реформатор. Одно из его известных преобразований – это военная реформа (1862 — 1874), разработанная военным министром Дмитрием Милютиным.
Причины проведения
Причиной проведения военной реформы Александра II можно смело назвать поражение Российской империи в Крымской или, как её ещё называют, Восточной войне 1853-1856 гг. Именно в этих военных действиях проявилась военная и экономическая отсталость государства. А результатом участия в боевых действиях стал экономический упадок государства и заключение невыгодного для России Парижского мирного договора.
Понимая необходимость преобразований, на должность военного министра Российской империи в 1861-м году Александр 2 назначает военного историка и опытного офицера, также принимавшего участие в реформировании кавказских войск – Дмитрия Алексеевича Милютина.
В 1862 году он подготовил для императора доклад, с которого фактически и началось военное реформирование. В докладе военный министр осветил ряд острых проблем российской армии, а именно:
- иррациональное финансирование военной сферы;
- низкая квалификация военных, вызванная рекрутскими наборами;
- отсутствие разделения войск на действующие и резервные;
- фактическое отсутствие военного образование среди офицеров;
- большой процент военнослужащих, которые находятся без действия.
Суть реформы
Суть военной реформы Александра 2 заключалась в совершенствовании российской армии, и в выведении военного дела на новый более высокий уровень. Преобразования коснулись всех сторон армейской деятельности. И были воплощены в жизнь уже к 1874 году.
Основные положения
Основные положения военной реформы императора вытекали из имеющихся проблем в данной сфере и поставленных целей. Одно из них – нормализация финансирования российской армии. По мнению военного министра Дмитрия Малютина, армия России была чрезмерно многочисленна, но не эффективна. При этом на содержание большого количества офицеров и солдат неоправданно тратились огромные средства из государственной казны. Для эффективной реализации поставленной задачи было принято решение о сокращении численности войск и повышении эффективности армии путём повышения качества военного образования.
Так, с 1863 года в Российской империи по инициативе Александра II и Дмитрия Милютина начали создаваться первые государственные учреждения, специализировавшиеся на военном образовании – гимназии, академии, военные и юнкерские училища. Образовательная программа также была пересмотрена и усовершенствована. И с 1876 года военное образование стало доступным всем сословиям общества.
Ещё одно важнейшее преобразование – это изменение структуры военного управления, которая заключалась в децентрализации. Так, в Российской империи появились первые военные округа, которые с течением времени охватили всю территорию государства. Командование каждого из округов отвечало за снабжение своих войск всем необходимым, за военную подготовку боевых частей и пр.
С 1 января 74-го года в силу вступил закон о всеобщей воинской повинности, согласно которому на службу в армию, которая длилась 6 лет, призывались все мужчины, достигшие 21-летнего возраста (причем срок сокращался в зависимости от образования призывника). От службы были освобождены представители духовенства, единственные сыновья и кормильцы, представители малочисленных народов.
Также в ходе реформы было улучшено положение солдат и их вооружение.
Результаты
Итоги военной реформы Александра 2 оправдали все ожидания:
- система управления продемонстрировала высокую эффективность;
- значительно повысился уровень квалификации военных;
- численность военнослужащих сократилась на 40 %;
- действия российской армии стали слаженными и оперативными;
- затраты государства на армию снизились;
- в результате всеобщей воинской повинности начал формироваться новый общественный уклад.
Больше того, некоторые положения военного реформирования Александра II сохранены до сих пор и являются основополагающими современной армии России.