Земская реформа Александра II 1864 года (кратко)

   В соответствии с «Положением о земских учреждениях» от 1 января 1864 года на местах были созданы земства – «демократии малых пространств». Так окрестил новые органы местного самоуправления поклонник этой формы организации власти Александр Солженицын. Значение и эффективность метода так же подчёркивал в своём открытом обращении президент РФ В.В. Путин, говоря о том, что такой опыт может решить проблемы на местах даже на современном этапе развития государства. Действенность земской реформы доказана временем и потому заслуживает внимания.

Причины нововведения

Главным поводом для реорганизации самоуправления стало упразднение крепостного права (1861). Появление земств решило бы сразу две проблемы: введение свободных крестьян в политическую систему (право участвовать в решении вопросов на местах) и умасливание обиженных дворян, потерявших власть над крестьянами.

Интересно, что путь избирателя-дворянина и избирателя крестьянина отличался: первым достаточно было заплатить 6 тысяч рублей, чтобы из курии землевладельцев и городских избирателей беспрепятственно попасть в губернское земское собрание. Вторые проходили четыре этапа прежде, чем достигали этого уровня: выборные крестьянские общества, сельские сходы, волостные сходы, уездный съезд выборщиков. Показателен и тот факт, что губернаторы, которые по закону обязаны были учитывать мнение земства, в действительности могли его проигнорировать.

Миссия земств

    В функционал земства входило регулирование вопросов хозяйственного значения:

  • создание инфраструктуры (строительство образовательных и медицинских учреждений, благоустройство дорожных участков);
  • развитие промышленности, медицины, агрономии.

Выборы в земства осуществлялись каждые три года по трём куриям: дворянство, купечество, крестьянство, но фактическое влияние оставалось за представителями высшего сословия. Принципами работы земств были всесословность, выборность, отделение от административной власти, финансовая самостоятельность (обеспечивалась налогами, в основном крестьянскими).

Ход реформы

   Основная работа во время ежегодной земской сессии (начиная с 1864 года) выполнялась губернской управой. Контроль над её деятельностью осуществляли губернатор и министерство внутренних дел.

Существование земств склоняло общество к либерализму и вызывало оппозиционные настроения. С 1866 правительство решается на ряд коррекционных законов для ограничения их  власти:

  • снижение финансирования;
  • отказ от полемики в земских собраниях;
  • введение губернской цензуры для печати;
  • запрет на взаимодействие земств.

Период с 1866 по 1869 – это фактически меры со знаком «минус».

Значение реформы

Упущения на этапе реализации реформы всё же не умаляют её значения. В стране появился первый институт самоуправления, позволивший не знавшим прав и выбора крестьянам освоиться в гражданской сфере. Кроме того, были предприняты шаги для развития давно наболевших вопросов в области сельского хозяйства, медицины и образования.