Указ (манифест) о трехдневной барщине

5 апреля 1797 года в России был издан указ (манифест) императора Павла I о трехдневной барщине. По нему дворянскому сословию запрещалось принуждать к труду в воскресенье крестьян, оставшиеся же шесть дней, делились пополам: три дня крестьянин трудился на барина, а три дня на своем хозяйстве.

Предпосылки

Принятие подобного манифеста назревало уже давно. Крестьяне в XVII веке достаточно сильно были ущемлены в своих правах. Их количество постоянно увеличивалось, и они становились большой неуправляемой массой. Большие крестьянские бунты не нужны были молодому правителю. Давление со стороны Европы, на которую равнялся император также внесло определенный вклад в принятие манифеста.

Безнаказанная наглость помещиков перестала держаться в рамках дозволенного. Зачастую крестьяне трудились 6 дней на барина, а только в воскресенье работали на своем подсобном хозяйстве. Павел хотел изменить это, так как многие семьи из-за загруженности перестали выращивать еду для себя, и это грозило массовым голоданием страны. Это могло ослабить страну в глазах потенциальных соперников. При таком ритме крестьяне почти перестали посещать церковь и это тоже беспокоило будущего императора. Удачный пример подавал сам Павел, будучи наследником престола на своих землях он устраивал двухдневную барщину.

Принятие манифеста

Указ был издан в день восшествия императора Павла I на престол (кстати, это был день Пасхи). Крестьяне были единственными, кто в тот день получили милости для себя. Этот документ стал первым регламентировавшим рабочие взаимоотношения крестьян и помещиков. Текст составлялся в весьма витиеватой форме умышленно, чтобы не потерять расположение дворянства.

Содержание манифеста

Текст в указе о трехдневной барщине был весьма короток, но зато послужил началом освобождения крестьян, отмены крепостного права и уравнивания в правах людей. Текст манифеста содержал только два положения:

  • помещикам было запрещено использовать крестьянский труд в воскресенье;
  • остальные дни надлежало разделит пополам (три дня крестьянин должен был уделить труду на помещика, а три для своего хозяйства).

Позднее первый пункт дополнили выходными в праздничные дни.

Последствия

Последствия выхода манифеста нельзя назвать однозначными. С одной стороны, император разгрузил крестьян, дав им время заниматься своими делами. Многие воспользовались этим правом. Кто-то профессионально занялся ремеслом: изготовлением обуви, шитьем одежды, разведением скота. Другие начали заниматься торговлей и промыслом, сделав на этом целые состояния. Он был восторженно принят частью общества и заслужил одобрение следующих поколений (например, Сперанского и декабристов).

С другой стороны, манифест был составлен так, что можно было считать, что он носит лишь рекомендательный характер и многие помещики решили воспользоваться этой лазейкой, продолжая эксплуатировать своих крепостных крестьян шесть дней в неделю. Жесткого контроля за выполнение со стороны властей не было. Некоторые крестьяне пытались бороться с произволом, творившимся вокруг, обращаясь с жалобами в различные инстанции, но это не приносило должного эффекта. Многие из высших кругов общества с неодобрением встретили выпуск манифеста. Желание угодить всем, что вылилось в нечеткие формулировки, подвело Павла I, ведь он получил большое количество недовольных как с одной, так и с другой стороны. Дело императора не было продолжено после его смерти приемником. Александр I фактически смирился с невыполнением этого указа.