Русская Правда Ярослава Мудрого

Под этим общим названием известны несколько средневековых русских правовых документов. Наиболее известна Русская Правда Ярослава Мудрого. От варварских европейский «правд» раннего средневековья их отличает более завершенный характер.

Три источника Русской Правды

Принято считать, что «Русская Правда» создавалась и принималась в XI-XII веках и действовала (с дополнениями и изменениями) до XVI века в некоторых регионах. Эти данные не являются неоспоримыми, но все же весьма вероятны. Подобные сроки возникновения объясняют, почему русские своды законов во многом четче и совершенней, чем европейские «варварские правды» периода раннего средневековья.

Историки выделяют обычно 3 основных источника зафиксированных в документе норм:

  • традиционное, родовое право русских племен;
  • прецеденты княжеского правосудия;
  • византийское законодательство и те самые «варварские правды» из Европы, о которых образованный Ярослав Мудрый не мог не слышать.

Таким образом, русский законодатель мог воспользоваться опытом законодателя европейского (большинство «варварских правд» создавалось раньше), а использование местных традиций и прецедентов помогло подогнать заграничные образцы под местные реалии. Есть основания считать, что и ранее существовал какой-то «Закон Русский», упоминаемый в международных договорах, но его текст (хотя бы фрагментированный) историкам неизвестен. Если подобный документ был, он являлся четвертым источником «Русской Правды».

Варианты и редакции Русской Правды

Известны три списка «Русской Правды», помещенных в различных летописях: Краткая, Пространная и Сокращенная. В Краткой – 43 статьи, в Пространной – 121. Сокращенная (по мнению большинства специалистов) – более поздний, конца периода средневековья, вариант Пространной Правды, из которой были исключены неактуальные нормы. В ней 50 статей.

Только первую часть Краткой Правды («Правду Ярослава») связывают с именем Мудрого. Остальная часть этого документа создавалась его наследниками – детьми и внуками. Пространная Правда полностью сформировалась, вероятней всего, в период правления Владимира Мономаха. О Сокращенной уже было сказано.

Основные положения Русской Правды

Историки отмечают некоторые особые правовые нормы, зафиксированные в «Русской Правде» всех редакций. В частности, отмечается отмена ею (начиная с «Правды Ярославичей» смертной казни и замена ее вирой (денежным штрафом в пользу князя). Правда, в документе не указывалось, что должно было случиться с человеком, чьего имущества (включая выручку от продажи его самого и его семьи в рабство) не хватит на уплату виры. Ведь даже за жизнь обычного свободного человека полагалось 40 гривен (гигантская сумма, которой в то время мог располагать разве что человек богатейший, все расчеты велись почти исключительно в частях гривни – кунах, ногатах).

Бросается в глаза и оформление «Правдой» сословного уклада общества, и поддержка ею княжеской власти. Жизнь княжеского управителя ценится вдвое против жизни свободного общинника, а убийство человека зависимого иногда вовсе не подразумевает виры, а лишь компенсацию ущерба владельцу.

Можно убедиться по этому документу и в патриархальном укладе русского средневекового общества. Жизнь или увечье женщины во всех случаях по закону оценивается в несколько раз ниже ущерба мужчине. Исключение (парадокс!) – убийство «робы», то есть невольницы (6 гривен против 5 за мужчину). На деле парадокса нет – законодатель учел, что убийца холопки лишает ее хозяина ее потенциального потомства!

Отражение в «Правде» вопросов наследования имущества, прав торговцев и иностранцев, особенностей управления мостами показывает состояние развития русской средневековой экономики.

По трем редакциям русское право можно проследить в развитии. Так, Краткая Правда еще рассматривает возможность кровной мести за убийство, но в позднейших редакциях такой нормы нет.

В целом же «Русская Правда» Ярослава Мудрого и ее поздние редакции – ценнейшие исторические источники, раскрывающие многие аспекты хозяйственного, общественного и государственного устройства средневековой Руси.