Вира в Древней Руси

Содержание

Все знают, что Средневековье – жестокий период. Это верно. Но в средневековой русской истории были времена, когда смертная казнь за преступления законом не предусматривалась, а вместо нее применялось взыскание с виновного денежной суммы в пользу государства. Такую выплату называли вирой.

Происхождение термина

Считается, что традицию брать плату за убийство или увечье вместо кровной мести заимствовано Русью у скандинавов. Во всяком случае, термин точно не славянский. Он родственен латинскому и древнегерманским языкам.

«Vir» по-латыни означает «муж», «полноправный взрослый мужчина». Таким образом, «вира» – как бы компенсация за потерю кормильца. Но средневековое русское законодательство подразумевало взимание виры и за убийство либо увечье женщин.

Область применения

Словом «вира» обозначали плату за смерть или увечье. Древнерусское законодательство устанавливало выплаты и за имущественный ущерб. Но к таким штрафам слово «вира» не применялось. Они выплачивались пострадавшему, а вира – князю или его «официальным представителям». Штраф в пользу потерпевшего или его родственников могли присудить вместе с вирой.

Вирой наказывался только ущерб свободному человеку. Размеры ее зависели от его общественного положения. Самая большая вира (до 80 гривен, а это по тем временам совершенно астрономическая сумма) назначалась за «княжих людей». За убийство чужого холопа платилось возмещение хозяину, а за своего – наказания не полагалось. Закон четко расписывал «расценки» за смерть представителя разных сословных групп и типы увечий: потерю конечностей, глаза, и т.д.

«Русская Правда» Ярослава Мудрого подразумевала применение виры параллельно с кровной местью. Виру брали в том случае, если родственники не желали мстить, или мстителя не оказывалось (им мог стать только мужчина определенной степени родства). Но уже «Правда Ярославичей» упоминания о кровной мести не содержит.

Если преступника не находили, он оказывался неплатежеспособным либо община не выдавала его, применялась «дикая вира». Платила вся община, к которой принадлежал виновный либо на чьей территории было совершено преступление.

С полученной виры князь обязан был внести церковную десятину, которую передавал епископу.

История вопроса

Понятие «вира» в русском законодательстве использовалось в домонгольское время. Впервые оно появилось не в национальных документах, а в международных договорах (в IX веке) и рассматривалась как компенсация за погибшего, выплачивавшаяся в случае, если убийца не был пойман и предан смертной казни.

Внутри страны долгое время нормой считалась месть. Но такое положение вещей нарушало «монополию государства на насилие». Поэтому большинство историков и юристов согласны с тем, что введение виры было попыткой киевских князей укрепить свою власть, переняв на себя право карать за серьезные преступления. По этой же причине княжеские люди при назначении наказания «ценились» особенно высоко.

Можно сентиментально умиляться «гуманизму» Ярослава Мудрого и Ярославичей, отказавшихся от мести и смертной казни. Но преступники тех времен, вероятно, предпочли бы лишиться головы, чем оказаться вынужденными платить назначенную виру, ибо суммы назначались совершенно нереальные для выплаты рядовым общинником.

При новом объединении страны после монгольского нашествия законодательство изменилось, и понятие «вира» из него исчезло.