Норманская теория происхождения древнерусского государства

Содержание

История Руси в дохристианский период имеет множество пробелов. Современные исследователи пытаются заполнить их, опираясь на сохранившиеся документы. Самая ранняя русская летопись датируется XII веком и представляет собой повествование, синтезированное из своих предшественников, канувших в небытие, греческих хроник и устных сказаний. Вопрос, откуда началась Русь, до сих остается открытым и имеет два основных ответа — норманнский и славянофильский.

Ранние правители Руси в иностранных летописях

Источником большинства исторических сведений о раннем средневековье являются хроники Византии и других государств, образовавшихся на обломках Римской империи. В красках описывалось рождение династий, войны и интриги. Бескрайние леса на востоке долгое время считались пределом обитаемых земель — пока их жители сами не стали наведываться к ближайшим соседям. Некоторое время контакты с русами были для византийцев не самыми приятными и нашли отражение в череде договоров о примирительных выплатах и торговых уступках. До того, как греки смогли сделать северных варваров братьями по вере, случилось не менее пяти конфликтов, после которых гости неизменно удалялись восвояси с богатой добычей. Однако сведения о возмутителях спокойствия были весьма странными: византийские авторы описывали нападавших, как некое воинственное скандинавское племя, подчеркивая их отличие от славян. Имена предводителей тоже имеют явные северные корни. Игорь, Олег, Рюрик — всюду остался явный чужеродный след. Лишь начиная со Святослава киевские правители стали носить славянские имена. И наконец, «Повесть временных лет» дает окончательный утвердительный ответ — да, именно варяги, пришельцы с севера, стали первыми русскими князьями по приглашению совета племен.

Создание норманской теории

Тезис о северном происхождении русской государственности имеет давнюю историю. Все началось еще во времена последнего великого Рюриковича, царя Ивана Грозного. Шведские дипломаты и историографы тех лет писали целые труды на тему первых русских правителей. Виной этому был не интерес к культуре соседей, а крайне непростые отношения с ними. Война, закончившаяся неудачей, и договор в пользу врага заставляли скандинавских мыслителей изливать свое негодование на бумаге. В отечественной историографии норманская теория происхождения древнерусского государства окончательно закрепилась с приходом в российскую науку немецких ученых — И. Байера, Г. Миллера и многих других. До некоторого времени критика этого направления носила единичный характер. Резкий отклик оно получило лишь от Ломоносова и Тредиаковского, посчитавших концепцию унизительным мнением об отсталости славян.

Укрепление антинорманистов

В середине XIX века в научной среде возникло сплоченное движение против привычной немецкой теории. На фоне политических событий того времени (Крымская война и попытка Российской империи воплотить свои амбиции на европейском поприще) оппозиция быстро набрала силу. Страна нуждалась в историческом подтверждении своей силы и уникальности. Именно тогда заговорили о том, что «Повесть временных лет» не надо принимать как единственно верный источник, а предание о приглашении варягов в князья нельзя считать историческим фактом (подробнее об антинорманистах). В наши дни норманнская теория породила множество спекулятивных ответвлений, которые используются различными движениями националистического толка. Официальная наука же считает, что легенда о Рюрике и его братьях иносказательно иллюстрирует договор между славянскими племенами и скандинавскими воинами, поступившими на службу в качестве наемной дружины.