Живопись 18 века в России

Содержание

Либеральность реформ Петра I и открытие так называемого «окна в Европу» оказало огромное влияние на все сферы жизни Российской Империи, в том числе и на искусство. Представители всех профессий, включая и художников, смогли ездить на обучение за границу, в Россию приезжали иностранные живописцы и оставались при дворе. Обмен опытом с иностранцами стал большим толчком для развития живописи, способствовал открытию первых академий и картинных галерей.

Европейские учителя

Первыми художниками, которые отправились на обучение за рубеж стали Андрей Матвеев и Иван Никитин. Причем обучение и все сопутствующие расходы оплачивались из государственной казны. Матвеев съездил в Голландию, затем вернулся на родину и стал первым российским художником, который написал автопортрет. Никитин учился в Италии, после работал при императорском дворе и стал одним из основоположников русской портретной школы.

А. Матвеев «Автопортрет с женой»

В Европе русские художники могли с головой погрузиться в местную культуру. Они осваивали направления, которые уже не одно десятилетие были популярны во Франции, Англии и других европейских странах. Это все оказало огромное влияние на их творчество. В работах живописцев того времени прослеживаются черты классицизма, барокко и маньеризма. Однако, им удавалось сохранить и черты характерные для русской культуры.

В то время как российские творцы обучались в Европе, в Россию приезжали их иностранные коллеги. В основном, они работали на заказ, но некоторые открывали собственные школы и набирали учеников.  Первым, кто приехал в Россию, стал французский художник Луи Каравак. Во время правления Елизаветы большую роль в искусстве сыграли Пьетро Ротари и брать Гроот. Для выделения работ иностранных творцов в России появился новый термин, получивший название «Россика».

Век портретов

18 век в России называют веком портретов. Ранее художники использовали в своих произведениях в основном религиозные мотивы, работали над портретами святых. С появлением в российской жизни европейцев мотивы картин стали меняться. На полотнах все чаще изображались простые люди, краски стали более яркими, художники все больше уделяли внимание внутреннему миру человека и его эмоциям. Религиозные мотивы стали сходить на нет, картины стали более светскими. Активное развитие получил жанр автопортрета. Помимо этого, живописцы все чаще отказывались от классического портрета и стали изображать человека в нестандартных условиях, а на картинах могло быть несколько людей.

Известными представителями того времени стали:

  • Иван Аргунов – один из первых портретистов, сумевший основать свою династию. Его дети также стали художниками.
  • Алексей Антропов – один из первых творцов, писавших светские портреты. Среди известных картин – Портреты Петра III и Екатерины

Помимо портретов в живописи России 18 века развивались и другие жанры. В этом столетиии появился первый русский натюрморт, написанный Григорием Тепловым. Простые крестьяне также были удостоены изображения на полотнах. Живописец Иван Еремнёв посвятил простым людям целую серию картин о нищих.

Еремнев «Поющие нищие»

Не обошлось и без развития пейзажей. Первым творцом в жанре городского пейзажа стал Федор Алексеев, а классического пейзажа – Семен Щедрин.

Признание профессии и первое учебное заведение

Отношение к живописи и художникам в 18 веке сильно изменилось. Ремесло получило признание и статус профессии. В это время появляется первое учебное заведение – Академия художеств. Сделано оно было по примеру зарубежных столичных школ в Париже, Берлине и Милане. Преподавателями были иностранцы, а первыми выпускниками стали Василий Баженов, Федор Рокотов, Иван Старов и другие.

Во время Петра I начали открываться и первые частные коллекции. Знаменитыми коллекционерами того времени стали Меншиков, князья Голицыны. При Екатерине II искусство получило регулирование со стороны государства. При дворе оказались многие зарубежные мастера, а картины европейских мастеров скупались при помощи российских дипломатов. Екатерине II удалось собрать большую коллекцию европейской живописи, которая в итоге легла в основу одного из величайших музеев мира – Эрмитажа.