Общественное движение при Николае 1 (таблица)

 

Николай 1 проводил достаточно реакционную внутреннюю политику, жестко преследуя всех, кто был настроен по отношению к самодержавию сколько-нибудь оппозиционно. Однако альтернативные политические идеи уже получили достаточное распространение в русском обществе – полностью избавиться от них путем репрессий не получалось. Не получалось и подменить оппозиционную идеологию провластной.

Впрочем, какой-то единой оппозиции или оппозиционного мировоззрения в период правления этого императора не существовало: было множество различных направлений, каждое из которых имело свой взгляд на православие, самодержавие, крепостное право и дальнейшее развитие страны.

Предлагаем вашему вниманию таблицу общественного движения при Николае 1.

 

Направления Организации и лидеры Описание
Консерваторы Организации не имели, выступали легально, даже официально. Лидеры: С.С. Уваров, М.П. Погодин, Ф.В. Булгарин. Н.И.Греч. Опирались на теорию «официальной народности», полагали доминирование православия, самодержавие и крепостничество необходимыми условиями для существования России как государства. Занимались в основном распространением консервативных идей через прессу и поддержкой различных правительственных мероприятий.
Славянофилы Организации не имели, центрами притяжения были салоны, в основном в Москве (Елагиных, Павловых, Свербеевых). Лидеры: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.С. Хомяков. Отрицали петровские преобразования и классовую борьбу в России, считали, что страна имеет собственный исторический путь. Видели его основу в православии, самодержавии и крестьянской общине. Выступали за отмену крепостного права, развитие промышленности, но против любых заимствований с запада (включая новые слова и термины). Их методом была пропагандистская работа в прессе и учебных заведениях (среди славянофилов было немало преподавателей), они много сделали для изучения русской истории и культуры.
Западники Кружок Т.Н.Грановского; небольшие неструктурированные группы. Лидеры: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин. Полагали исторический путь России аналогичным пути прочих государств, одобряли петровские преобразования и либеральные нововведения. Были противниками крепостного права, сторонниками частной собственности (в том числе на землю), конституционной монархии, прав личности, религиозной свободы. Действовали через литературные и научные публикации, преподавание. Среди представителей этого общественного движения было много ученых и литераторов. Часть из них вскоре перешла на более радикальные позиции (эти идеи тоже были заимствованы с запада).
Радикалы Кружки братьев Критских, Станкевича, Петрашевского. Лидеры: П.И., М.И. и В.И. Критские, Н.В. Станкевич, М.В. Петрашевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. В общей философии сходились более с западниками; выступали за ограничение самодержавия или республику, отмену крепостного права, наделение крестьян землей. Признавали революцию как способ изменения действительности. Деятельность в основном состояла в пропаганде и распространении и изучении нелегальной литературы. В этой среде преобладали разночинцы, чем радикальные кружковцы отличались от предыдущих нелегальных обществ.
Русские социалисты Кружок Герцена и Огарева; лидерами являются А.И.Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский Выдвигали теорию перехода России к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Видели зародыш социализма в крестьянской общине. Признавали революционный путь смены общественного строя. Выступали за республику, отмену крепостничества, наделение крестьян землей (при сохранении общины), введение широких демократических свобод. На практике участвовали в революционных событиях в Европе (некоторые представители), занимались пропагандой и издательской деятельностью.

 

В эпоху Николая 1 в России еще не сформировалось  реальной сильной оппозиции царизму. Но усиление общественной активности привело к тому, что все больше людей узнавало об альтернативных теориях устройства общества. Преимущественно это были люди молодые и образованные, и у них формировалось желание начать менять российскую жизнь на практике, а не только путем теоретических построений.