Западники и славянофилы (таблица)
Большая часть 19 века прошла в Российской Империи под знаком спора славянофилов и западников. Представители обоих философских течений ясно осознавали необходимость реформ. Вместе с тем, понимание русского исторического пути у них рознилось. Предлагаем вашему вниманию сравнительную таблицу взглядов западников и славянофилов (прокрутка внизу).
Западники | Славянофилы | |
Основные представители | Первым их представителем в России был Чаадаев. Он резко критиковал русскую действительность. Подозревался в связях с восставшими декабристами.
М.А. Бакунин – основоположник социального анархизма. Один из наиболее радикальных представителей течения. Был подвергнут репрессиям. Бежал в эмиграцию. Принимал участие в работе. «Первого интернационала». А.И. Герцен. Его называли вождем западников. За организацию революционного кружка, был подвергнут ссылкам. В эмиграции основал знаменитый журнал «Колокол». |
А.С. Хомяков – философ, художник, литератор и богослов. Был привязан к началам православной церкви.
Братья Киреевские. Основа их миропонимания – богопознание. Суть оного в борьбе религиозного интуитивизма с рационализмом. Братья Аксаковы. Основа развития страны, по Константину Аксакову – православную веру и общинную форму ведения хозяйства. Иван Аксаков – посвятил жизнь борьбе за принцип «Сила мнения – народу, сила власти – царю!». |
Самодержавие | Часть западников, выступала за ограничение монархии конституцией. Представители радикального крыла не видели альтернативы республиканской форме правления и были ярыми противниками самодержавия. | Неограниченное самодержавие, согласно славянофилам, единственный возможный для России политический строй. |
Крепостное право | Западники решительно выступали за отмену крепостного права. Перспективу они видели в развитии наемного труда. | При всем консерватизме, славянофилы также были противниками крепостного права. Считали необходимым сохранить общинный уклад крестьянской жизни. Предоставить каждой общине право на выкуп земли. |
Религия | Для некоторых западников, религия была лишь суеверием, пережитком прошлого. Другие, несмотря на приверженность прогрессу в остальных сферах, были христианами. | Православие – незаменимый элемент развития и краеугольный камень исторической миссии русского народа. |
Прошлое России | Скептически относились к прошлому России, не видели в нем рациональных звеньев. | Были склонны к идеализации прошлого. Считали, что в прошлое необходимо возвратиться. |
Место России в мире | Исключали самобытность русского народа. Считали Россию составной частью мира. | Путь России должен быть отличным от Европейского пути. Отсутствие борьбы социальных групп – проявление самобытности. |
Пути развития империи | Европейские страны уже прошли путь развития, по которому стоит проследовать и России. Овладев достижениями запада, переработав его опыт, Россия вырвется вперед. | Россия не должна заимствовать опыт запада. Трех столпов: православия, самодержавия и народности достаточно для устойчивого развития и выхода на лидирующие позиции. |
Экономика | Выступали за активное развитие железных дорог, промышленности, торговли. Основа развития – опыт стран Запада. | Ратовали за постепенное развитие банковского сектора и сети железных дорог. Государство должно оказывать поддержку на пути механизации труда. |
Реформы Петра Первого | Возвеличивали преобразования Петра, считали их прогрессивными. | Реформы Петра 1 – подражательство. Они навязаны России насильно. |
Интересные факты | А.И Герцен, был одним из первых русских мыслителей, затронувших тему педагогики в своем творчестве. Благодаря этому, ведущий педагогический университет страны назван в его честь (РГПУ им. Герцена). | А. С. Хомяков получил образование дома. Обладал обширными знаниями в нескольких научных областях. Был полиглотом. |
Как показала история, Россия, в большей степени, пошла по пути, предложенному западниками. Но и славянофилы внесли свою лепту в процесс развития страны, повысив интерес к русской культуре.