Западники и славянофилы (таблица)

Большая часть 19 века прошла в Российской Империи под знаком спора славянофилов и западников. Представители обоих философских течений ясно осознавали необходимость реформ. Вместе с тем, понимание русского исторического пути у них рознилось. Предлагаем вашему вниманию сравнительную таблицу взглядов западников и славянофилов (прокрутка внизу).

Западники Славянофилы
Основные представители   Первым их представителем в России был Чаадаев. Он резко критиковал русскую действительность. Подозревался в связях с восставшими декабристами.

М.А. Бакунин – основоположник социального анархизма. Один из наиболее радикальных представителей течения. Был подвергнут репрессиям. Бежал в эмиграцию. Принимал участие в работе. «Первого интернационала».

А.И. Герцен. Его называли вождем западников. За организацию революционного кружка, был подвергнут ссылкам. В эмиграции основал знаменитый журнал «Колокол».

А.С. Хомяков – философ, художник, литератор и богослов. Был привязан к началам православной церкви.

Братья Киреевские. Основа их миропонимания – богопознание. Суть оного в борьбе религиозного интуитивизма с рационализмом.

Братья Аксаковы. Основа развития страны, по Константину  Аксакову – православную веру и общинную форму ведения хозяйства. Иван Аксаков – посвятил жизнь борьбе за принцип «Сила мнения – народу, сила власти – царю!».

     Самодержавие Часть западников, выступала за ограничение монархии конституцией. Представители радикального крыла не видели альтернативы республиканской форме правления и были ярыми противниками самодержавия. Неограниченное самодержавие, согласно славянофилам, единственный возможный для России политический строй.
Крепостное право Западники решительно выступали за отмену крепостного права. Перспективу они видели в развитии наемного труда. При всем консерватизме, славянофилы также были противниками крепостного права. Считали необходимым сохранить общинный уклад крестьянской жизни. Предоставить каждой общине право на выкуп земли.
Религия   Для некоторых западников, религия была лишь суеверием, пережитком прошлого. Другие, несмотря на приверженность прогрессу в остальных сферах, были христианами.  Православие – незаменимый элемент развития и краеугольный камень исторической миссии русского народа.
Прошлое России  Скептически относились к прошлому  России, не видели в нем рациональных звеньев.  Были склонны к идеализации прошлого. Считали, что в прошлое необходимо возвратиться.
Место России в мире  Исключали самобытность русского народа. Считали Россию составной частью мира.   Путь России должен быть отличным от Европейского пути. Отсутствие борьбы социальных групп – проявление самобытности.
Пути развития империи   Европейские страны уже прошли путь развития, по которому стоит проследовать и России. Овладев достижениями запада, переработав его опыт, Россия вырвется вперед. Россия не должна заимствовать опыт запада. Трех столпов: православия, самодержавия и народности  достаточно для устойчивого развития и выхода на лидирующие позиции.
Экономика  Выступали за активное развитие железных дорог, промышленности, торговли. Основа развития – опыт стран Запада.  Ратовали за постепенное развитие банковского сектора и сети железных дорог. Государство должно оказывать поддержку на пути механизации труда.
Реформы Петра Первого  Возвеличивали преобразования Петра, считали их прогрессивными. Реформы Петра 1 – подражательство. Они навязаны России насильно.
Интересные факты  А.И Герцен, был одним из первых русских мыслителей, затронувших тему педагогики в своем творчестве. Благодаря этому, ведущий педагогический университет страны назван в его честь (РГПУ им. Герцена).  А. С. Хомяков получил образование дома. Обладал обширными знаниями в нескольких научных областях. Был полиглотом.

 

Как показала история, Россия, в большей степени, пошла по пути, предложенному западниками. Но и славянофилы внесли свою лепту в процесс развития страны, повысив интерес к русской культуре.